Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПСИХОАНАЛИЗ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Wegman С. Psychoanalysis and cognitive psychology. L., etc.: Academic Press, 1985. XIII+302 p.

 

Компьютерное моделирование является одним из наиболее популярных направлений исследований когнитивной психологии: существует множество моделей мышления, понимания, запоминания, речевой деятельности, обучения, создание которых внесло немало весьма интересных идей в наши представления об организации и функционировании познавательных процессов. Корнелиус Вегман из Амстердамского университета задумал пополнить список существующих еще одной, работа которой отражала бы деятельность душевного аппарата человека в соответствии с теорией психоанализа. В основе модели лежат ранние представления З. Фрейда, изложенные в «Проекте научной психологии» (1895), ибо позднейшие версии психоаналитической теории сложны и внутренне противоречивы. «Проект» обнаруживает поразительное сходство с работами представителей современной когнитивной психологии. Построение формальной модели позволит не только подтвердить

 

168

 

научный статус ранней теории З. Фрейда, показать ее достоинства и слабости, но также сопоставить взгляд на психику как целостную систему с характерным для работ современных ученых подходом к исследованию психических функций без учета их взаимосвязи.

В теории отреагирования (theory of abreaction — так именуется ранняя теория З. Фрейда) объясняется механизм возникновения некоторых форм истерии. Неосознаваемые воспоминания о травмирующем событии в течение длительного времени вызывают страдания больного, действительная причина которых ему неизвестна. Нормальное избавление от болезненности воспоминания о травмирующем событии предполагает его осознание и действие психических механизмов, ослабляющих силу аффекта. Это отреагирование, в ходе которого сила аффекта ослабляется разрядкой его через плач, речевые реакции и другие формы выразительного поведения, и интеллектуальная переработка (working-over), вследствие которой ослабляется связь аффекта и травмирующей идеи. Идеи, вызывающие истерию, не могут быть отреагированы или подвергнуты интеллектуальной переработке, они вытесняются (repress) из сознания. Вытесненные идеи образуют как бы особую память, изолированную от доступной сознанию ее части. Изложенные представления об организации психики служат основой для объяснения симптомов истерии: наблюдающихся у больного страхов, настроений неясного происхождения, конверсии (параличей и болевых симптомов, не имеющих органических причин).

Создание компьютерной модели требует детального анализа основных понятий теории отреагирования. Термин «идея» трактуется в ней весьма широко, так же как и в работах представителей психологии сознания XIX в.: это мысль, образ, элемент памяти. Вытесняются идеи, не совместные с другими, имеющимися в памяти, а решение о несовместности принимает особая инстанция психики — «Я». В «Проекте», по мнению К. Вегмана, сведения о «Я» явно недостаточны, а в «Исследованиях истерии», работе, близкой по времени написания, противоречивы, что указывает на незавершенность представлений о «Я» на этом этапе построения теории психоанализа. «Идеи, хранимые в памяти» в теории отреагирования близки представлению о структуре знаний в современной когнитивной психологии. Поэтому теория концептуальной зависимости Р. Шенка и Г. Абельсона, реализованная в виде компьютерной программы, понимающей естественный язык, может использоваться как одна из подпрограмм создаваемой модели. Преимущество этой теории в том, что в ней представима несовместность идей, хотя и не в полном соответствии со взглядами З. Фрейда.

Автор «Проекта» соотносит аффект с количеством возбуждения в нервной системе, а в «Исследованиях» указывает на его связь с эмоциями, таким образом, аффект одновременно может рассматриваться как психологическое и физиологическое явление. Моделирование аффекта предполагает наличие программ, реализующих психологические и физиологические механизмы.

Размышления о соотношении психологии и физиологии служат поводом для изложения основ теории информации. Далее автор переходит к обсуждению проблемы критерия различия живых организмов и машин, делает вывод об аналогии отношений «психология — физиология» и «программа — компьютер».

Внимание читателя снова обращается к проблеме аффекта и его моделирования. Анализ теории З. Фрейда показывает, что аффект — это многоуровневая система, включающая взаимодействующие физиологические и психические компоненты. Аффект реализуется несколькими подпрограммами, моделирующими повышение уровня возбуждения в системе при введении в сознание травмирующего события и оценке его в соответствии с аффективным опытом. Также имеется подпрограмма, моделирующая выражение лица по данным суммарного состояния системы. Исследуя понятие «аффективный опыт», К. Вегман показывает, что представления З. Фрейда об образовании эмоций наиболее близки атрибутивным теориям эмоций в современной психологии (С. Шехтер), согласно которым эмоция — это результат совпадения физиологического возбуждения с определенным состоянием сознания.

Интеллектуальная переработка, как и отреагирование, является нормальной реакцией на травмирующее событие. Ее цель — ослабить аффект и избежать несовместимости идей. Моделирующая процесс переработки программа работает по принципу ответов на вопросы: соотносит поступающую в сознание информацию с содержанием эпизодической памяти.

Согласно «Проекту», память строится на нейронной основе в соответствии с законами ассоциаций. Имеет смысл говорить о двух системах памяти, не взаимодействующих друг с другом: вытесненной и осознаваемой памяти. Осознаваемая память наиболее сходна с эпизодической памятью в современных когнитивных теориях. Элементы эпизодической

 

169

 

памяти ассоциированы по событиям, временная отдаленность событий влияет на легкость припоминания. Вполне естественной представляется стековая организация памяти, но в этом случае становятся недоступными удаленные во времени события, находящиеся в глубине стека. Лучше использовать систему логогенов (Дж. Мортон), опознающую элементы памяти в соответствии с пороговыми значениями ряда их характеристик. Вытеснение в «Проекте» описано как отвлечение внимания от идей, не совместных с центральными идеями личности, соответственно в модели предусмотрена возможность изменения направления внимания.

На раннем этапе создания теории З. Фрейд выделял три механизма образования истерических симптомов: трансформацию, замещение и обмен аффекта, приводящие соответственно к возникновению у больного конверсии, навязчивых идей и действий, меланхолии. Все они представлены в компьютерной модели.

Рецензируемая работа — не первое обращение создателей компьютерных моделей к психоанализу: ранее идеи З. Фрейда использовались при моделировании рассуждения (см.: Clippeger J. H. Meaning and discourse: A computer model of psychoanalitic speech and cognition. L., 1977), однако ее очевидное достоинство — попытка отразить работу психики человека в целом.

Работа над созданием модели не отвечает представлениям о хорошем стиле программирования «сверху вниз» (top-down), что в данном случае означало бы описание реализующей модель программы в наиболее общем виде с нисходящей детализацией; отказ от такого изложения материала затрудняет понимание содержания книги читателем. К. Вегман рассматривает положения теории отреагирования с позиций современной психологии и, как правило, обнаруживает, что высказывания З. Фрейда о механизмах психики недостаточно определенны или противоречивы. Тогда среди современных психологических теорий выбирается имеющая наибольшее сходство с формулировками «Проекта», а затем сходным образом подбирается реализующая ее компьютерная программа. Маловероятно, что при таком способе моделирования можно избежать не только мелких неточностей, но и серьезных расхождений с теорией отреагирования. Так, в «Проекте» специально не рассматривается вопрос о связи выражения лица человека и душевных процессов, однако К. Вегман вводит подпрограмму, моделирующую выражение лица; в то же время нейронные механизмы памяти, о которых пишет З. Фрейд, в компьютерной модели не представлены.

Работа над созданием модели продолжалась в течение пяти лет, к моменту выхода книги отладка программы не была закончена. Тем не менее автор считает, что поставленная цель достигнута: ему удалось доказать возможность построения компьютерной модели теории отреагирования, а следовательно, показать близость ранней теории З. Фрейда современной когнитивной психологии. На наш взгляд, скорее имеет смысл говорить о когнитивном истолковании теории отреагирования, т.е. о возможности построения некоторой когнитивной теории, имеющей с ней общие черты.

Вероятно, не следовало бы привлекать внимание читателя к книге лишь для того, чтобы указать на ее недостатки. Безусловно, интерес представляет и намерение автора построить компьютерную модель теории З. Фрейда, и его осуществление — когнитивное истолкование ранней психоаналитической теории. Наблюдающееся в последние годы географическое и тематическое распространение когнитивной психологии, в том числе проникновение в чуждые ей области, явилось поводом для размышлений противников данного направления о приобретении им черт идеологии. Работа К. Вегмана иллюстрирует еще одну тенденцию — ассимиляцию когнитивным подходом чуждых ему теоретических построений, в известном смысле приводящую к сближению научных направлений. Не будем утверждать, что этот процесс окажется плодотворным для развития науки, однако он придает реальность мечтам о создании единой психологии.

 

Т. H. Брусенцова

Москва